Покупать уже действующую франшизу или новую?

Для многих людей начало собственного бизнеса становится важнейшим этапом в жизни. Решение об открытии собственного дела дается нелегко, поскольку связано с радикальным изменением всего жизненного уклада. Необходимо рисковать собственными средствами (а возможно, и кредитными), тратить практически все свое время на развитие предприятия, и постоянно находиться в сомнении – станет ли бизнес прибыльным, даст ли эффект, пропорциональный вложенным силам и средствам. Для многих вариант с приобретением франшизы выглядит оптимальным решением, ведь это способ получить готовую формулу ведения бизнеса, при этом, не потратив время на ее поиски и практическую «обкатку». Кроме того, есть еще и другие преимущества, которые дает франчайзинг. Обучение вас и вашего персонала становится проблемой головной компании, которая не меньше вас заинтересована в успешности вашего проекта.

Кроме того, начиная работу под вывеской популярного бренда, уже в первые дни можно рассчитывать на приток клиентов. Но многие задаются вопросом: стоит ли покупать новую франшизу, или лучше приобрести уже работающее предприятие. Очень сложно ответить на такой вопрос однозначно, и каждый в итоге принимает решение самостоятельно. Мы только проанализируем положительные и отрицательные стороны этих вариантов. Успешный франчайзинг может быть в любом из способов, главное в каждой ситуации понимать, что вас может ждать, и на что вы рассчитываете в конечном результате. Многие потенциальные франчайзи склонны к мнению, что намного проще купить уже работающую франшизу, поскольку это освобождает от самого сложного этапа в любом бизнесе – стартового. Но нельзя с уверенностью говорить, что это лучшее решение. Для объективности оценки необходимо рассмотреть преимущества каждого варианта.

Плюсы приобретения действующей франшизы

- налаженная система

К основным преимуществам уже функционирующего предприятия относится тот факт, что вся работа уже поставлена, механизм работает. Можно увидеть и оценить рентабельность действующего бизнеса, спрогнозировать его прибыльность в будущем.

- наличие клиентской базы

К еще одним преимуществам покупки готового бизнеса, относится наличие клиентской базы лояльно настроенных клиентов. Этот фактор также положительно отражается и на ликвидности бизнеса, который ведется по франшизе. Желающих инвестировать свои средства в приобретение компании, работающей по франшизе, будет достаточно. Сам по себе известный бренд привлекает клиентов, а если конкретная компания уже проработала некоторое время, то наверняка обросла и своими постоянными клиентами. Плюсом в такой ситуации будет то, что со сменой владельца клиенты останутся, поскольку это не влияет на уровень обслуживания и качество предлагаемых услуг или продуктов, которые характерны для всей сети представительств.

- возможность приобрести бизнес дешевле

Удивительно, но и такая ситуация может сложиться на рынке. Покупая новую франшизу, вы не можете просить у представителей материнской компании снизить паушальный взнос, мотивируя своими будущими расходами на приобретение помещения, его ремонт и оснащение оборудованием. А в ситуации, когда вы приобретаете работающую франшизу, ее владелец может в определенных случаях пойти вам навстречу.

Плюсы приобретения новой франшизы

С одной стороны покупка новой франшизы и развитие бизнеса с нулевой отметки сопряжено с более высоким риском. Однако этот риск может быть оправдан высокой перспективностью, которая окупит все вложения и принесет значительные дивиденды. Каждый конкретный вид бизнеса имеет свои особенности, но начиная бизнес с покупки новой франшизы, предприниматель получает ряд плюсов, которые отсутствуют в варианте приобретения готового бизнеса.

- репутация

Новый бизнес, вне зависимости от своей специфики, обладает одним неоспоримым преимуществом – незапятнанной репутацией. Репутация заведения будет создаваться вами и вашей командой. Клиенты не будут ассоциировать вашу компанию с негативным опытом, который мог у них появиться при работе с предыдущим владельцем бизнеса и его сотрудниками, которые могли по ряду причин неудовлетворительно обслужить того или другого посетителя. Конечно для того, чтобы завоевать доверие клиентов, придется потратить много времени и усилий. Также вам не придется беспокоиться о возможной мести со стороны бывших сотрудников компании, которые были несправедливо уволены предыдущим руководством. Покупая действующее предприятие нельзя быть полностью уверенным в том, что ее владелец раньше не допускал себе вольного обращения с сотрудниками, или в том, что он скрупулезно контролировал уровень и качество обслуживания клиентов.

- цена вопроса

Покупая налаженный бизнес с устоявшейся клиентской базой и безупречной репутацией, вам однозначно придется выложить приличную сумму. В цену такого предприятия при продаже вкладывается его прибыль на несколько лет вперед, ведь, по сути, вы покупаете стабильный источник дохода. Логично предположить, что стоимость бизнеса, который завоевал репутацию и доверие клиентов, в течение нескольких лет показывающий стабильную прибыльность, будет стоить значительно дороже покупки франшизы, из которой вам еще предстоит развить свое дело.

- ресурсы

Купив франшизу и начиная новый бизнес, вы изначально вкладываете средства в ремонт помещения и оснащение его новым оборудованием. Это даст вам возможность на протяжении определенного промежутка времени не выделять средства на ремонт или переоснащение компании. Покупая действующее предприятие, вы также должны будете оплатить стоимость имеющегося на нем оборудования, но насколько выработан его моторесурс определить будет сложно до тех пор, пока не придется столкнуться с необходимостью ремонта или даже полной замены парка.

Вне сомнений, принимать окончательное решение о покупке новой франшизы или действующего предприятия решать вам. Оценив все возможные риски, положительные стороны и отрицательные моменты каждого из вариантов, примерив на себя роль владельца и руководителя предприятия, вы примете взвешенное решение. Практика показывает, что наиболее удачным инвестированием в собственный бизнес является именно покупка новой франшизы, но у бренда, который работает в течение нескольких лет, и франчайзи сети которого развиваются не менее успешно, чем материнская компания.